Рекомендации для родителей воспитанников дошкольных групп с задержкой психического развития и с тяжелыми нарушениями речи по закреплению в повседневной жизни речевых навыков, умений детей, полученных во время занятий с учителем-дефектологом, логопедом. 17.05.2022

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С РЕБЕНКОМ ПО РЕКОМЕНДАЦИЯМ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ДЕФЕКТОЛОГА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Для того, чтобы Ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, Вам следует придерживаться определенных правил в их проведении.

Рекомендации по проведению занятий

  • Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае Вы можете натолкнуться на упорное неже­лание ребенка заниматься.
  • Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15-20 минут (начинать надо с 3-5 минут).
  • Занятия должны проводиться 2-3 раза в день; лучшее вре­мя для занятий - после завтрака и после дневного сна.
  • Не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя
    чувствует.
  • Отведите специальное место для проведения занятий, где
    ребенку ничего не сможет помешать.
  • Объясняя что-то ребенку, пользуйтесь наглядным материалом.
  • Не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все
    начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.
  • Разговаривайте с малышом четко, повернувшись к нему
    лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ.
  • Не бойтесь экспериментировать: на основе рекомендаций
    Вы можете сами придумывать игры и упражнения.

Кроме проведения конкретных занятий, Вы должны как можно больше читать малышу.

Не забывайте о том, что для Вашего ребенка очень важно общение с Вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту Вашего с ним совместного пребывания.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ДОМА

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Основная трудность для родителей - нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей - иг­ровая. Все занятия должны строиться по правилам игры.

Можно отправиться в путешествие в сказочное королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже мо­гут «побеседовать» с малышом.

Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Возможно, Вам придется ходить за ребенком по комнате, пока­зывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей любимой лошадке-качалке. Не пережи­вайте! Ваши страдания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:

  • игры на развитие мелкой моторики;
  • артикуляционная гимнастика (лучше 2-3 раза в день);
  • дыхательная гимнастика;
  • игры на развитие слухового внимания и фонематического
    слуха;
  • игры на формирование лексико-грамматических категорий;
  • игры по развитию связной речи.

Количество игр - 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики.

Не переутомляйте малыша, не перегружайте информацией. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 минут.

Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок инди­видуален. Если Вы увидите, что взгляд Вашего ребенка блужда­ет, что он уже совершенно никак не реагирует на Вашу речь, как бы Вы ни старались, ни привлекали все знакомые Вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.

Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь еже­дневно прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмот­рите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ре­бенку вопросы по тексту.

«Когда же можно все успеть?» - спросите Вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Чтение перед сном стано­вится любимым занятием малыша - ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами.

Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспри­нимать слова, оторванные от изображения. Например, если Вы решили выучить названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.

Не употребляйте слово «неправильно». Поддерживайте все начинания ребенка, хвалите его даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу.

Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он ви­дит движения ваших губ, запоминает их.

ЧТО ДЕЛАТЬ ПО ДОРОГЕ В ГОСТИ?

Вы едете в гости, к бабушке, на праздник. Дорога отнимает, как правило, много времени. Дети часто скучают. Предложите ребенку поиграть, если, конечно, этому не будут мешать внеш­ние обстоятельства.

Итак, вы вышли из дома и идете к остановке автобуса.

  1. Лексические и логические упражнения.

а) Беседа о транспорте.

  • Куда мы идем? (К остановке автобуса.)
  • Автобус - это какой вид транспорта? (Наземный или пас­сажирский.)

- А что еще можно отнести к наземному пассажирскому транспорту? (Машину, троллейбус, трамвай.)

- А метро - это какой транспорт? (Подземный.)

- А как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой.)

- Какой грузовой транспорт ты знаешь?

- Чем отличается автобус от троллейбуса?

- Может ли трамвай объехать девочку?

б) «Мы идем в гости».

- Что такое «гости»? (Это пришедшие к нам люди.)

  • Кто ты бабушке? (Я бабушке - внук.)
  • А кто я бабушке? (Ты бабушке - дочь.)
  • Кем приходится бабушке дедушка? (Дедушка – бабушкин муж.)

Вопросы надо задавать в хорошем темпе, чтобы ребенок чувствовал азарт игры.

в) Называние предмета (сказать, на какой звук начи­нается слово).

-А я вижу машину. Первый звук в слове машина - [м]... и т. д.
-А что видишь ты? На какой звук начинается это слово?

(Это хорошее упражнение для затормаживания возбужденного расшалившегося ребенка.)

Можно предложить игру: один говорит слово, другой состав­ляет с ним предложение; один - слово, другой - определение к нему или действие.

г)Называние предметов одного цвета (формы).
д)Составление словосочетаний, предложений с опре­деленным словом.

2. Упражнение на развитие воображения и фразовой речи.

а) Игра «У бабушки».

  • Представь, во что будет одета бабушка (дедушка).
  • Кто еще к ней придет?
  • Кто где сядет за столом?
  • Что же приготовит нам бабушка?
    • Сколько тарелок будет стоять на столе?
  • Какая посуда есть у бабушки?
  • Что тебе нравится в доме бабушки?

б)Лексическая игра.

-Давай поиграем. Я буду называть слово, а ты его будешь превращать в ласковое, нежное слово: чашка - чашечка, пирог - пирожок, суп - супчик, блюдце - блюдечко.

в)Закончи предложение:

На столе стояли большие красивые... (чашки).

Стол был накрыт белоснежной... (скатертью).

Около стола стояли высокие... (стулья).

Диван был накрыт... (пледом).

Около кресла стояла... (ваза с цветами).

После гостей... (нужно убираться).

3.Упражнение на развитие памяти и речи.

- Назови людей, которые сидели за столом.

- Кто сидел рядом с тобой?

- Опиши одежду тети (брата, дедушки).

  • Вспомни, какое блюдо подавали в начале праздника, а ка­кое - потом.

4.Упражнение на развитие воображения.

  • Что бы ты изменил в празднике?
  • Как бы ты украсил ком­нату, стол?

- Как бы ты закончил праздник?

«ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?» (Опросник)

Уважаемые родители!

Беседуя со своим ребенком, выясните, пожалуйста:

  • Знает ли он свое полное имя?
  • Знает ли он свой возраст, число, месяц и год своего рождения?
  • Знает ли он свой домашний адрес?
  • Знает ли он имена и отчества своих родителей, бабушек
    и дедушек, их профессии, пользу от их труда?
  • Хочет ли учиться в школе?
  • Что знает о школе, о труде учителя?
  • Что больше всего любит делать:

- играть;

- заниматься;

- трудиться?

  • Как относится к своим сверстникам? С кем любит играть?
  • Как общается со взрослыми? Умеет ли слушать, не переби­вая старших?
  • Владеет ли прямым и обратным счетом в пределах десяти?
    Может ли назвать соседей числа? Решает ли простые арифмети­ческие задачи на сложение и вычитание в пределах десяти?
  • Знает ли основные геометрические формы? Умеет ли ви­деть их в предметах окружающей действительности?
  • Знает ли последовательность частей суток, их характерные
    особенности?
  • Называет ли последовательно дни недели?
  • Знает ли названия времен года, их отличительные призна­ки и месяцы, их составляющие? Умеет ли связно рассказывать о лете, осени, весне, зиме?
  • Умеет ли ориентироваться в пространстве:

- относительно себя (что находится справа, слева от него, над, перед, за ним и т. д.);

- относительно заданного объекта (что находится справа от стола, слева от окна и т. д.);

- на листе бумаги (середина, верхний, нижний, правый, ле­вый края);

- разбирается ли в частях своего тела (может ли показать свою ведущую руку, правый локоть, левое колено, правой рукой
левый глаз и т. д.)

  • Может ли после одной демонстрации взрослого запомнить
    и повторить серию движений (руки в кулак, на ребро, ладонью
    вниз на стол и так 3 раза)?
  • Может ли отхлопать ритмический рисунок:

- простой: ! - !!!

- сложный: !! - !!!

  • Знает ли стихи и сказки?
  • Какая его любимая книга, почему?
  • Умеет ли передать содержание услышанного рассказа?

•Сможет ли разложить последовательно серию картинок и составить рассказ?

•Сумеет ли понять и объяснить скрытый смысл рассказа?

Помните, в Ваших силах помочь ребёнку преодолеть трудности и успешно учиться в школе!