ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С РЕБЕНКОМ ПО РЕКОМЕНДАЦИЯМ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ДЕФЕКТОЛОГА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Для того, чтобы Ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, Вам следует придерживаться определенных правил в их проведении.
Рекомендации по проведению занятий
Кроме проведения конкретных занятий, Вы должны как можно больше читать малышу.
Не забывайте о том, что для Вашего ребенка очень важно общение с Вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту Вашего с ним совместного пребывания.
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ДОМА
Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Основная трудность для родителей - нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей - игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры.
Можно отправиться в путешествие в сказочное королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.
Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Возможно, Вам придется ходить за ребенком по комнате, показывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей любимой лошадке-качалке. Не переживайте! Ваши страдания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.
Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:
Количество игр - 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики.
Не переутомляйте малыша, не перегружайте информацией. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 минут.
Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если Вы увидите, что взгляд Вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на Вашу речь, как бы Вы ни старались, ни привлекали все знакомые Вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.
Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту.
«Когда же можно все успеть?» - спросите Вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Чтение перед сном становится любимым занятием малыша - ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами.
Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если Вы решили выучить названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.
Не употребляйте слово «неправильно». Поддерживайте все начинания ребенка, хвалите его даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу.
Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.
ЧТО ДЕЛАТЬ ПО ДОРОГЕ В ГОСТИ?
Вы едете в гости, к бабушке, на праздник. Дорога отнимает, как правило, много времени. Дети часто скучают. Предложите ребенку поиграть, если, конечно, этому не будут мешать внешние обстоятельства.
Итак, вы вышли из дома и идете к остановке автобуса.
а) Беседа о транспорте.
- А что еще можно отнести к наземному пассажирскому транспорту? (Машину, троллейбус, трамвай.)
- А метро - это какой транспорт? (Подземный.)
- А как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой.)
- Какой грузовой транспорт ты знаешь?
- Чем отличается автобус от троллейбуса?
- Может ли трамвай объехать девочку?
б) «Мы идем в гости».
- Что такое «гости»? (Это пришедшие к нам люди.)
Вопросы надо задавать в хорошем темпе, чтобы ребенок чувствовал азарт игры.
в) Называние предмета (сказать, на какой звук начинается слово).
-А я вижу машину. Первый звук в слове машина - [м]... и т. д.
-А что видишь ты? На какой звук начинается это слово?
(Это хорошее упражнение для затормаживания возбужденного расшалившегося ребенка.)
Можно предложить игру: один говорит слово, другой составляет с ним предложение; один - слово, другой - определение к нему или действие.
г)Называние предметов одного цвета (формы).
д)Составление словосочетаний, предложений с определенным словом.
2. Упражнение на развитие воображения и фразовой речи.
а) Игра «У бабушки».
б)Лексическая игра.
-Давай поиграем. Я буду называть слово, а ты его будешь превращать в ласковое, нежное слово: чашка - чашечка, пирог - пирожок, суп - супчик, блюдце - блюдечко.
в)Закончи предложение:
На столе стояли большие красивые... (чашки).
Стол был накрыт белоснежной... (скатертью).
Около стола стояли высокие... (стулья).
Диван был накрыт... (пледом).
Около кресла стояла... (ваза с цветами).
После гостей... (нужно убираться).
3.Упражнение на развитие памяти и речи.
- Назови людей, которые сидели за столом.
- Кто сидел рядом с тобой?
- Опиши одежду тети (брата, дедушки).
4.Упражнение на развитие воображения.
- Как бы ты закончил праздник?
«ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?» (Опросник)
Уважаемые родители!
Беседуя со своим ребенком, выясните, пожалуйста:
- играть;
- заниматься;
- трудиться?
- относительно себя (что находится справа, слева от него, над, перед, за ним и т. д.);
- относительно заданного объекта (что находится справа от стола, слева от окна и т. д.);
- на листе бумаги (середина, верхний, нижний, правый, левый края);
- разбирается ли в частях своего тела (может ли показать свою ведущую руку, правый локоть, левое колено, правой рукой
левый глаз и т. д.)
- простой: ! - !!!
- сложный: !! - !!!
•Сможет ли разложить последовательно серию картинок и составить рассказ?
•Сумеет ли понять и объяснить скрытый смысл рассказа?
Помните, в Ваших силах помочь ребёнку преодолеть трудности и успешно учиться в школе!